Половина ежегодной потребности Российской Федерации в ломе черных металлов может быть покрыта за счет программы утилизации транспортных средств. Кроме того, металлургическая отрасль получит «подпитку» в виде 700 тыс. тонн лома цветных металлов в год.
В 2010-2011 году после старта инициированной Министерством промышленности и торговли программы по утилизации, сотни тысяч подержанных отечественных автомобилей отправились в утиль. Взамен им на улицы Российских городов выехало аналогичное количество новых автомобилей отечественной сборки, в том числе и иностранных марок.
Изначально в бюджет данного мероприятия было заложено 30 млрд руб. которые практически мгновенно обеспечили приток более 60 млрд руб. Большая часть средств вернулась в виде налогов от автопрома. Повышение добавленной стоимость только в автомобильной промышленности составило более 150 млрд руб.
На волне успеха была предпринята попытка организовать схожую программу по утилизации старых автобусов, строительной и сельскохозяйственной техники, однако широкого распространения она не получила. Современные технологии помимо вышеописанных транспортных средств позволяют утилизировать железнодорожные вагоны, речные-морские суда, лифты, а также гигантские башенные краны, которые, что интересно, тоже относятся к транспорту.
В данной ситуации программа утилизации позволит убить одним выстрелом сразу двух зайцев.
Во-первых, обеспечить внушительный объем вторичного металла (обычный легковой автомобиль состоит на 72% из вторично перерабатываемого лома, а железнодорожный цельнометаллический вагон более чем на 90%, не говоря уже о башенных кранах).
Во-вторых, простимулировать волну обновления парков всех видов техники. Основываясь на данных Объединенной вагонной компании, можно судить о стремительном старении парка грузовых вагонов в РФ. До 2020 года будет снято с эксплуатации около 400 тыс. вагонов. Более 9 тыс. речных судов находятся в строю более 28 лет.
В ближайшее десятилетие большая часть из них будет отправлена на переработку. Из 2,5 тыс. единиц рыбопромысловых судов свыше 2 тыс. работают сверх заявленного срока эксплуатации. 90% от всей сельскохозяйственной техники устарело морально, а 70% физически.
Исходя из данных минпромторга вырисовывается печальная статистика: более 80% тракторов, 41% кормоуборочных и 58% зерноуборочных комбайнов используются сверх срока службы. 325 тыс. лифтов используются с истекшим сроком службы, который по нормативным документам составляет 25 лет. По заявлению Ростехнадзора более 40% лифтов нуждаются в срочном техническом обслуживании или замене.
Резюмируя вышесказанное - в стране прямо сейчас присутствует огромное количество потенциального металлолома, так необходимого нашим металлургическим заводам. Конечно, целый автомобиль, корабль или вагон металлообрабатывающий завод не примет, ему нужен только чистый металл. Вот тут и кроется главная проблема, материал есть, а перерабатывать его некому.
В России практически отсутствует индустрия рециклинга. И именно программы утилизации способны стать основой отрасли утилизации ТБО и промышленных отходов в нашей стране.
По словам Виктора Ковшевного, директора центра "Интеллектуальные ресурсы" университета МИСиС, в России есть все предпосылки для создания сегмента экономики по утилизации ТС. Региональные программы по рециклингу повлекут за собой строительство новых заводов, создание рабочих мест и увеличение сумм взимаемых налогов.
Однако, для успешного запуска данных программ необходима постоянная «подпитка» в виде 150 млрд. рублей ежегодно, в течении 5 лет. Внушительные финансовые затраты компенсируются множеством преимуществ. В одной автомобильной промышленности 250 серьезных предприятий обеспечивают рабочие места для 800 тыс. человек. Тесная взаимосвязь автопрома с такими крупными отраслями, как металлургия, обеспечивает занятость более 5 млн. человек.
Мировой опыт показывает высокую прибыльность перерабатывающей отрасли. Серьезные затраты потребуются только на начальных этапах, в основном для создания инфраструктуры. В дальнейшем, отрасль не только окупит собственное существование, но и обеспечит материалом металлургические заводы.
Комментари0