Челнинская группа компаний BALTA - единственный в стране производитель гидравлических прессов для переработки и утилизации металла. Во всем мире таких - всего около 12. «У нас очень сложный продукт. Его могут делать только фанаты, которые не думают о сиюминутной прибыли», - объясняют руководители ГК Ярослав и Денис Балта. Они знакомы читателям Chelny-biz.ru как победители проекта ТОП-10 молодых предпринимателей Набережных Челнов. Сегодня это признанные эксперты в своей отрасли, которым «Росатом» доверил новейшую разработку, а Минпромторг пригласил в специальную комиссию для разрешения сложной ситуации на рынке металла. В интервью Chelny-biz.ru Ярослав и Денис Балта рассказали о новых уникальных проектах, о кадровом голоде в Челнах, мешающем масштабировать бизнес, о том, как коронавирус перекрыл кислород переработчикам лома, но подстегнул спрос на прессы BALTA.
- Группа компаний BALTA в этом году отмечает 20-летие со дня создания. Небольшое семейное предприятие, основанное еще вашим отцом, за это время обрело международную известность. В вашем бизнесе сегодня два направления: производство гидравлического оборудования для переработки и утилизации металла «Балта Пресс» и металлоизготовка и металлопереработка «Балта Металс». Только вы в России выпускаете прессы для металла, поставляя от Арктики до Африки. Как удается оставаться единственным производителем на отечественном рынке?
Денис: У нас очень сложный продукт. Не каждому по силам.
Ярослав: Очень длинная и сложная цепочка производства - от листа металла и комплектующих до готового станка. На такой дистанции мало кто хочет и способен работать. Степень передела из сырья в готовый станок слишком большая. На этом длинном пути препятствующих факторов тысячи. В стране известная проблема с культурой производства: сделать тяп-ляп, лишь бы работало. Мы боремся с этим, чтобы выдать хороший продукт. Благодаря многолетней репутации мы прочно стоим на ногах в своей нише.
- Вы выпускаете оборудование европейского качества, но дешевле, чем в той же Европе.
Ярослав: По цене (по возрастанию) градация такая: Китай, Россия, Восточная Европа, Западная Европа. Мы дороже Китая процентов на 20-30, дешевле Чехии в два раза, дешевле Италии - в четыре. Если у нас самый дорогой станок стоит в среднем 12 млн рублей, Чехия - 30 млн, Италия - 50 млн, Германия - 80-100 млн. Ну и Китай - 8-10 млн. Это самое дешевое оборудование, но все понимают, что оно одноразовое. Денис может подтвердить, потому что его коллеги, владельцы пунктов металлолома, берут китайские прессы…
Денис: Срок службы китайца раза в четыре меньше, чем у нашего станка. Нужно понимать, что пресс - это оборудование, которое само себя уничтожает. Металл, который съедает металл. Наш продукт проходит очень серьезные испытания под огромными нагрузками. У Китая этого нет. Нам часто предлагают расшириться, поставить прессы на серийное производство. Но тогда мы очень сильно потеряем в качестве.
Ярослав: Мы каждый продукт выпускаем не серийно, а проектно. Пробовали иначе, но быстро поняли, что самое лучшее - сделать единичный продукт, который будет работать, как швейцарские часы. Да, мы будем делать его год. Да, конечно, меньше заработаем, но через 10 лет этот клиент опять будет нашим.
- Основная география поставок - вовсе не Татарстан, а Россия и зарубежье. Продукт недооценен в нашем регионе?
Ярослав: Границы наших интересов - города с крупной металлургической промышленностью, где есть большая переработка, большое ломообразование. Такие, как Челябинск, Череповец, города Сибири. Татарстан - он не про это, поэтому мы здесь и не позиционируемся. Но мы хотим здесь работать, производить оборудование. Мы гордимся своим родным городом и регионом.
- С чем подошли к юбилейной дате?
Денис: Результаты у нас, я считаю, шикарные, потому что создавать такой уникальный продукт в настоящих сложных условиях нашего города - достаточно большой труд.
- Сложные условия - что имеете в виду?
Денис: Нет рабочей силы. От слова совсем. В интервью 2018 года мы уже говорили об этой проблеме. Но тогда она только назревала, и мы думали, что решим, привлечем кадры из других городов, соседних республик… Сейчас ситуация аховая. Специалистов нет. Те, что строили «КАМАЗ», ушли на пенсию. А новые кадры никто не воспитывает. Невозможно в нашем городе получить образование по гидравлике. Да и желающих идти на производство нет!